Воспитание характера начинается с первых дней жизни малыша. Если поначалу он наблюдает за взрослыми, то со временем начинает копировать их действия...
Содержание
- 1 Характер и темперамент
- 1.1 Как формировать характер?
Воспитание ребенка должно строиться с учетом особенностей его характера. Общительность, щедрость, активность, инициативность, доброта или, напротив, замкнутость, жадность, скованность, вялость – все это черты характера. И в подавляющем большинстве случаев они формируются именно под влиянием воспитания.
Воспитание характера начинается с первых дней жизни малыша. Если поначалу он наблюдает за поведением взрослых, то со временем (обычно после трех лет) начинает копировать их действия и реакцию. Именно поэтому говорят: яблоко от яблони недалеко падает, имя в виду схожесть характеров родителей и их чад. Все хорошее или плохое в ребенке – только от значимых взрослых, чаще всего – родителей.
Чем раньше начать корректировать недостатки характера, проявившиеся вследствие дурного влияния окружающий, тем более успешным будет результат. Четыре-пять лет – тот возраст, когда разумные доводы могут оказать влияние на создания дошкольника. Обсуждая разные ситуации, описывая свое видение того или иного действия, поступка, можно влиять на поведение чада, формируя положительные стороны его характера.
Характер и темперамент
Безусловно, особенности характера ребенка зависят от врожденных особенностей его нервной системы – темперамента. Работоспособность нервных клеток, скорость протекания реакций торможения и возбуждения в коре головного мозга являются основополагающими для формирования одного из четырех типов темперамента:
- сангвинический,
- флегматический,
- холерический,
- меланхолический.
Жизнерадостный, активный сангвиник обладает сильным уравновешенным характером. Столько же активен холерик, однако ему присуща вспыльчивость и неуравновешенность. Маленького человека холерического склада легко воодушевить, но активный посыл быстро проходит, сменяется полным равнодушием к занятию, прежде вызывавшему энтузиазм.
Слабый духом меланхолик не способен долго выдерживать напряжение, его дух неустойчив. Ребенок такого склада очень талантлив и чувствителен, отличается богатой фантазией и оттого чересчур раним. А вот схожий с ним, но уравновешенный флегматик – самый «удобный» с точки зрения воспитания тип. Флегматичного малыша трудно чем-то сильно расстроить, испугать, разгневать. Он упорно и настойчиво будет работать над трудной задачей, не стремясь поскорее разрешить ее, но и не пасуя перед трудностями.
Полезный материал: Книги о воспитании детей
Темперамент значительно влияет на характер, однако не может являться причиной проявление в нем дурных или хороших черт. Более того, именно характер человека, получившего хорошее воспитание, помогает обуздывать холерическую необузданность или меланхоличное безразличие.
Педагоги уверены: правильное воспитание способно направить темперамент в нужное русло, контролировать его, выработать устойчивый характер. Главное, что должны запомнить родители: нельзя требовать от малыша невозможного, сравнивать его с другими детьми и пытаться подогнать под общий шаблон.
Как формировать характер?
Способы формирования характера подчиняются общепедагогическим принципам. Однако нужно помнить, что лишь индивидуальный подход к малышу может принести нужный результат. Дело в том, что одну и те же черту например, трудолюбие, у флегматика и сангвиника следует формировать по-разному. Если флегматик примется за работу с упорством и настойчивостью, предварительно обдумав все до мелочей, то сангвиник примется за дело мгновенно. Результат их работы никогда не будет одинаковым, и это не повод для того, чтобы обижать одного сравнением с другим. Терпение и любовь к малышу помогут выбрать правильный путь его развития.
Как можно сформировать характер ребенка? Прежде всего, ориентируясь на возрастные особенности психики малыша и следуя общепедагогическим принципам.
- Игровая деятельность. Формирование нрава маленьких детей происходит в процессе естественной для них деятельности – игры. Малыш играет постоянно, поэтому для занятий не нужно выбирать какое-то отдельное время. Трудолюбие и ответственность можно формировать без напряжения и усилий, просто поручая ребенку какую-то простейшую домашнюю работу. Например, уход за горшечным растением можно превратить в увлекательное продолжение любимой сказки.
- Занятия с педагогом. Прекрасный способ формирования характера – занятия в секции или кружке. Не обязательно водить малыша в десять студий. Даже один кружок потребует от него таких качеств, как ответственность, целеустремленность, дисциплинированность, особенно когда придет время посещать занятия самостоятельно, без сопровождения родителей.
- Определение границ. Дети с первых дней познания мира проверяют его границы. Поэтому важно вовремя объяснить ребенку, что можно и что нельзя, а затем твердо и последовательно соблюдать установленные правила. Не нужно думать, что запреты и ограничения – это всегда плохо. Напротив, они облегчают малышу жизнь.
- Ведущая роль родителей. Значимый взрослый сделает для малыша больше, чем самая правильная книга. Это требует от родителей большей ответственности к себе, однако окупится сторицей. Поэтому родители должны крайне требовательно относиться прежде всего к себе, подавать только хороший пример.
- Групповое воспитание. Общительность или замкнутость, умение дружить и делиться – все эти черты являются следствием навыков взаимодействия детей в группе. И здесь роль взрослых первостепенна. Именно они должны направлять ребенка по пути правильного воспитания. Со временем простейшие правила общения станут основой для формирования других черт характера: ответственности, решительности.
- Создание воспитательных условий для формирования характера. Закрепление навыка в постоянном повторении – вот путь для выработки устойчивых черт поведения.
В том, как действует ребенок, как решает возникающие перед ним задачи, на что направлен фокус его внимания, проявляются особенности его характера. Грубость и тактичность, вежливость и бесцеремонность, целеустремленность или безынициативность – все эти черты обусловлены воспитанием.