Методика раннего развития Марии Монтессори – основные задачи и принципы

Методика Марии Монтессори – развитие ребенка невозможно без участия взрослого. Принцип – обучение не ограничивает свободу передвижения.

Содержание

  • 1 Суть системы
  • 2 Главные правила системы
  • 3 Особая среда
  • 4 Роль взрослого
Итальянка Мария Монтессори – педагог, создательница методики.

Вопрос воспитания детей сегодня имеет огромное значение. Педагоги вместе с родителями ищут оптимальные условия развития личности маленького человека. В 90-х годах прошлого века широкое распространение получила методика Монтессори.

Интересно, что она была создана ещё в 1900 году первой женщиной-педагогом Италии – Марией Монтессори. В основу воспитательного и обучающего процесса была положена идея развития детей через сенсорное восприятие в условиях полной свободы.

Современные последователи метода уверены: каждый ребёнок уникален, а потому требует индивидуального подхода. Кто-то любит активное движение и постоянное общение, а кто-то предпочитает обществу сверстников философское одиночество. Разнятся у малышей и способы получения и обработки информации, что напрямую зависит от особенностей психики: кинестетики воспринимают мир иначе, чем, например, визуалы.

Суть системы

Слово «сам» лежит в основе развития и обучения детей по Монтессори. Принцип самостоятельности – главное отличие развивающей методики от привычных способов авторитарного воспитания. В классической педагогике именно взрослый руководит действиями детей с позиции собственного опыта, часто и привычно применяет систему запрета и навязывания информации.

Воспитание по системе Монтессори имеет совершенно иные цели и руководствуется иными принципами. Взрослый следует за малышом, всего лишь помогая ему познавать окружающую действительность. Именно ребёнок выбирает, как, с какой скоростью и в какой последовательности ему изучать мир. Упор делается на сенсорику – совокупность органов чувств, и мелкую моторику. Так педагоги добиваются развития познавательной функции мозга. Неслучайно говорят, что ум ребенка находится на кончиках пальцев.

Тематический материал:

  • Развитие речи у детей 2-х лет
  • Флеш карточки Шичида

Малыш оказывается в уникальной ситуации постоянного успеха, чувствует себя счастливым – ведь он познает именно то, что ему интересно, и уверенным в собственных силах. Растет гармоничная, позитивная, всесторонне развитая личность.

Главные правила системы

Воспитание по Монтессори основано на следующих принципах:

  • активная роль ребенка, вторичная роль взрослого,
  • отказ от авторитарного метода обучения: педагог воспринимается как помощник, а не строгий наставник,
  • полная свобода выбора объекта для исследования, способа и времени изучения,
  • самостоятельность в принятии решений,
  • специально созданная обучающая и развивающая среда,
  • естественно появляющийся интерес к предмету обучения,
  • следование природе личности, индивидуальный подход к развитию конкретного ребёнка,
  • полное отсутствие критики, признание права малыша на ошибку, уважение к принятым им решениям.

Применение таких принципов просто не оставляет ребёнку другого выбора, кроме как начать собственный путь к изучению мира в гармонии с ним и самим собой. Система построена так, что даже собственную ошибку малыш способен разглядеть и исправить сам, без навязывания со стороны взрослого.

Особая среда

Создание особой развивающей и обучающей среды – одно из базовых правил методики. Без этого развитие чада по системе Монтессори просто невозможно. Цвет, запах, прикосновение, звук, вкус – все органы чувств активны в процессе обучения. Никаких абстрактных знаний, исключительно личный опыт.


Именно поэтому помещения для занятий всегда имеют пять зон интереса:

  1. обучение актуальным умениям, которые важны в повседневной жизни (завязывание шнурков, мытье рук или посуды, уборка, сервировка стола и пр),
  2. развитие сенсорики (работа с кубиками, пение, изучение свойств материалов и предметов),
  3. развитие математических навыков (цифры, порядковый счет, простейшие математические действия),
  4. развитие речи (расширение активного словаря, фонетика, строение слова, навыки письма),
  5. первичное знакомство со свойствами мира (элементы физики, анатомии, биологии, астрономии и т. д.).

Обучение никак не ограничивает свободу передвижения. Если ребенку надоело заниматься какой-то деятельностью, он может просто встать из-за стола, где другие ребятишки лепят что-то, и улечься на пол, взять книжку, поиграть с кубиками.

Педагоги включают в процесс любую вещь, которую можно взять и исследовать, вплоть до предметов домашнего обихода. Баночка с крупой, кофейная ложечка, сито, скалка, сотейник – играя с тем, что ему интересно, малыш учится.

Роль взрослого

Развитие ребенка по методике Монтессори невозможно без участия взрослого. Именно он тонко и деликатно помогает крохе получать и анализировать информацию, делать выводы. Наблюдение позволяет педагогу понимать, куда лучше направить обучающий процесс, какой дидактический материал предложить малышу.

Не навязывая себя, педагог помогает ребёнку справляться с работой, которой он занялся. Его задача – открыто не заявлять о себе, но если маленький исследователь попадет в затруднительное положение и сам попросит о помощи – немедленно оказать её.

Так методика  позволяет раскрывать индивидуальность каждого ребёнка и весь потенциал его природных дарований.

Помогла статья? Оцените её!
0 из 5. Общее количество голосов - 0
 

Добавить комментарий


Варвара Субботина

Мама двух очаровательных мальчишек - Варвара из Самары ежедневно радует своих подписчиков идеями для творчества и развития малышей. Статьи на тему раннего развития детей их дальнейшего воспитания и последующего обучения.