Методика Марии Монтессори – развитие ребенка невозможно без участия взрослого. Принцип – обучение не ограничивает свободу передвижения.
Содержание
- 1 Суть системы
- 2 Главные правила системы
- 3 Особая среда
- 4 Роль взрослого
Вопрос воспитания детей сегодня имеет огромное значение. Педагоги вместе с родителями ищут оптимальные условия развития личности маленького человека. В 90-х годах прошлого века широкое распространение получила методика Монтессори.
Интересно, что она была создана ещё в 1900 году первой женщиной-педагогом Италии – Марией Монтессори. В основу воспитательного и обучающего процесса была положена идея развития детей через сенсорное восприятие в условиях полной свободы.
Современные последователи метода уверены: каждый ребёнок уникален, а потому требует индивидуального подхода. Кто-то любит активное движение и постоянное общение, а кто-то предпочитает обществу сверстников философское одиночество. Разнятся у малышей и способы получения и обработки информации, что напрямую зависит от особенностей психики: кинестетики воспринимают мир иначе, чем, например, визуалы.
Суть системы
Слово «сам» лежит в основе развития и обучения детей по Монтессори. Принцип самостоятельности – главное отличие развивающей методики от привычных способов авторитарного воспитания. В классической педагогике именно взрослый руководит действиями детей с позиции собственного опыта, часто и привычно применяет систему запрета и навязывания информации.
Воспитание по системе Монтессори имеет совершенно иные цели и руководствуется иными принципами. Взрослый следует за малышом, всего лишь помогая ему познавать окружающую действительность. Именно ребёнок выбирает, как, с какой скоростью и в какой последовательности ему изучать мир. Упор делается на сенсорику – совокупность органов чувств, и мелкую моторику. Так педагоги добиваются развития познавательной функции мозга. Неслучайно говорят, что ум ребенка находится на кончиках пальцев.
Тематический материал:
- Развитие речи у детей 2-х лет
- Флеш карточки Шичида
Малыш оказывается в уникальной ситуации постоянного успеха, чувствует себя счастливым – ведь он познает именно то, что ему интересно, и уверенным в собственных силах. Растет гармоничная, позитивная, всесторонне развитая личность.
Главные правила системы
Воспитание по Монтессори основано на следующих принципах:
- активная роль ребенка, вторичная роль взрослого,
- отказ от авторитарного метода обучения: педагог воспринимается как помощник, а не строгий наставник,
- полная свобода выбора объекта для исследования, способа и времени изучения,
- самостоятельность в принятии решений,
- специально созданная обучающая и развивающая среда,
- естественно появляющийся интерес к предмету обучения,
- следование природе личности, индивидуальный подход к развитию конкретного ребёнка,
- полное отсутствие критики, признание права малыша на ошибку, уважение к принятым им решениям.
Применение таких принципов просто не оставляет ребёнку другого выбора, кроме как начать собственный путь к изучению мира в гармонии с ним и самим собой. Система построена так, что даже собственную ошибку малыш способен разглядеть и исправить сам, без навязывания со стороны взрослого.
Особая среда
Создание особой развивающей и обучающей среды – одно из базовых правил методики. Без этого развитие чада по системе Монтессори просто невозможно. Цвет, запах, прикосновение, звук, вкус – все органы чувств активны в процессе обучения. Никаких абстрактных знаний, исключительно личный опыт.
Именно поэтому помещения для занятий всегда имеют пять зон интереса:
- обучение актуальным умениям, которые важны в повседневной жизни (завязывание шнурков, мытье рук или посуды, уборка, сервировка стола и пр),
- развитие сенсорики (работа с кубиками, пение, изучение свойств материалов и предметов),
- развитие математических навыков (цифры, порядковый счет, простейшие математические действия),
- развитие речи (расширение активного словаря, фонетика, строение слова, навыки письма),
- первичное знакомство со свойствами мира (элементы физики, анатомии, биологии, астрономии и т. д.).
Обучение никак не ограничивает свободу передвижения. Если ребенку надоело заниматься какой-то деятельностью, он может просто встать из-за стола, где другие ребятишки лепят что-то, и улечься на пол, взять книжку, поиграть с кубиками.
Педагоги включают в процесс любую вещь, которую можно взять и исследовать, вплоть до предметов домашнего обихода. Баночка с крупой, кофейная ложечка, сито, скалка, сотейник – играя с тем, что ему интересно, малыш учится.
Роль взрослого
Развитие ребенка по методике Монтессори невозможно без участия взрослого. Именно он тонко и деликатно помогает крохе получать и анализировать информацию, делать выводы. Наблюдение позволяет педагогу понимать, куда лучше направить обучающий процесс, какой дидактический материал предложить малышу.
Не навязывая себя, педагог помогает ребёнку справляться с работой, которой он занялся. Его задача – открыто не заявлять о себе, но если маленький исследователь попадет в затруднительное положение и сам попросит о помощи – немедленно оказать её.
Так методика позволяет раскрывать индивидуальность каждого ребёнка и весь потенциал его природных дарований.