Игрушки способствующие развитию мелкой моторики, популярны среди родителей. Игры-шнуровки очень удобны, и их легко смастерить своими руками.
Содержание
- 1 Игрушки из крышек
- 1.1 Мозаика
- 2 Сшитые развивашки
- 2.1 Книжка-малышка «Колобок»
- 2.2 «Весёлые зверята»
- 3 Проталкиватель
- 3.1 «Голодная коробочка»
- 4 Шнуруем и нанизываем
- 5 Сенсорные подушечки
- 6 Игры с крупами
- 6.1 «Собери цыплят»
- 6.2 Рисование рисом
- 7 Игры с прищепками
- 8 Тактильные мешочки
Игрушки, способствующие развитию мелкой моторики, не зря так популярны среди родителей. Ведь всем давно известно, что стимулирование нервных окончаний детских пальчиков напрямую влияет на развитие той части головного мозга, которая отвечает за речь. Полки магазинов усыпаны подобными игрушками, но все не купишь, да и надоедают они детям довольно быстро. Можно сэкономить деньги и изготовить их самостоятельно. Для этого понадобится совсем немного времени и предметы домашнего обихода, которые вы наверняка собирались выбросить.
Игрушки из крышек
Маленькие детки – большие любители откручивать крышки от бутылок. Оказывается, это необычайно полезное занятие для тренировки моторики!
Для того чтобы сделать развивающую игрушку, понадобятся: коробка от обуви, обрезанные горлышки от бутылок с крышками, цветная бумага.
Аккуратно вырезаем в крышке отверстия. В них вставляем части бутылки так, чтобы горлышки остались внутри коробки, а крышки – снаружи. Декорируем все цветной бумагой.
Проявите фантазию или воспользуйтесь нашим образцом.
Если продеть через крышки верёвочки и закрепить, они не растеряются в ходе игры.
Мозаика
Материалы: пластиковые крышки, «держалки» от воздушных шариков, коробка и клей.
Склеиваем «держалки» и пробки так, чтобы получились фишки на ножках. Проделываем шилом отверстия в верхней части коробки. Получаем отличную развивающую мозаику с крупными деталями, которые точно не влезут в рот малыша! А интересные игры превратят раскладывание фишек в увлекательное занятие:
- «Дорожка». Положите на поле две игрушки и попросите малыша помочь им встретиться, соединив их дорожкой.
- «Звёздочки на небе». Приготовьте фигурку зайчика и расскажите крохе сказку: «Заблудился зайка в тёмном лесу и не найдет дорогу домой. Мы ему поможем, если зажжём на небе звёздочки». Разложите жёлтые детали, а потом пусть настанет утро и «встанет» солнышко.
- «Курочка с цыплятами». Выложите белыми фишками фигуру мамы-курицы, зовущую своих деток: «Цып-цып, мои цыплятки!». Предложите малышу расставить птенцов.
Сшитые развивашки
Мамы, которые имеют хоть какие-то способности к рукоделию, могут пошить уникальные развивающие игрушки из лоскутов ткани и швейной фурнитуры.
Это может быть коврик, панно, кукольный театр и даже объёмная книжка. Объединённые общим сюжетом аппликации, кармашки, нашивки декорируются такими полезными для развития моторики пальцев пуговичками, молниями, липучками и кнопками.
Похожий материал:
- Развивающий коврик своими руками
- Развивающие игрушки из фетра своими руками
Книжка-малышка «Колобок»
Все дети любят сказки. Но просто слушать им сложно, так как для малышей до 3 лет характерны наглядно-образный и наглядно-действенный типы мышления. Поэтому лучшим вариантом для развития крохи будет книжка, пошитая по мотивам сказки. В нашем случае это «Колобок».
Приготовьте лоскуты ткани и основу для книжки (по типу «раскладушка»). На первой страничке будут изображены домик и дерево, а на остальных – все звери, встречающиеся на пути Колобка. Прикреплять их удобнее на липучки, чтобы малыш мог их снимать и надевать. Самого Колобка ребёнок будет передвигать по дорожке (шнурку, протянутому вдоль всей книжки).
Аналогично можно обыграть и другие сказки, например «Репку». Такие пособия развивают внимание, способствуют формированию нравственных чувств у ребёнка, учат запоминать последовательность событий в сюжете сказки.
«Весёлые зверята»
Из фетра можно сшить мордочки зайчиков и медвежат. Их съёмные глазки или ушки прикрепляются при помощи пуговиц.
Собирая из деталей зверят, дети учатся узнавать цвета и формы, расстёгивать и застёгивать пуговички, стимулируя нервные окончания своих пальчиков.
Проталкиватель
Обычная баночка из-под майонеза с крышкой или контейнер за несколько минут может превратиться в простейший тренажёр для мелкой моторики. Ещё приготовьте шило или нож и небольшие предметы для проталкивания.
Проделайте в крышке имеющейся ёмкости отверстия, соответствующие размеру бусинок (фасоли, теннисных шариков, счётных палочек, монет). Для некоторых предметов можно сделать дырочки чуть поменьше, чтобы карапузу пришлось приложить усилия. Так он познакомится с понятиями «большой – маленький».
Как вариант можно воспользоваться стаканом-непроливайкой и проталкивать в него помпоны или пуговицы. Главное, находитесь во время игры всегда рядом с крохой, чтобы он ненароком не проглотил бусинку или пуговицу.
«Голодная коробочка»
Обклеиваем цветной бумагой небольшую коробку и рисуем на крышке смешную рожицу. В месте, где находится рот, вырезаем отверстие. Предлагаем крохе «накормить» коробочку мелкими предметами.
Шнуруем и нанизываем
У маленьких детей пальчики ещё совсем неумелые, поэтому им сложно выполнять точные движения. Игры-шнуровки очень удобны, и их легко смастерить собственноручно.
Если времени на подготовку совсем нет – даём ребёнку ленточку и предлагаем нанизывать нарезанные коктейльные палочки, макароны, пуговицы. Для шнуровки можно за несколько минут проделать дыроколом в картонной картинке или распечатанных заготовках отверстия, через которые кроха будет продевать ленточку, шнурок и проволоку.
Тематический материал:
- Мягкий кубик для детей своими руками
- Алфавит из фетра
Можно заранее сделать материал для игры. Катаем шарики из глины, протыкаем их зубочисткой и даём высохнуть. После этого нужно покрыть их клеем ПВА и покрасить гуашью и лаком. Бусины могут быть разной формы, цветов и размеров.
Для деток, ещё не умеющих нанизывать и шнуровать, готовим тактильные игрушки с ленточками.
Нам понадобятся: баночка с крышкой, в которой прорезаются отверстия, разнофактурные ленты или шнурки. На концах последних завязываем узелки и продеваем их через дырочки. Показываем ребёнку, как их нужно вытягивать, и наслаждаемся освободившимся временем!
Сенсорные подушечки
Это тканевые мешочки, наполненные крупой или бисером, сделать их несложно. Можно сшить такие аксессуары в форме животных или фигур.
Но лучшим вариантом являются так называемые искалочки, в которых есть прозрачное окошко. В такие игрушки, кроме круп и бусин, кладут «сокровища» (маленькие фигурки, детали сортера и др.). Детки перебирают пальчиками мешочек и ищут спрятанные предметы.
Игры с крупами
Подойдут карапузам от полугода, главное, уследить, чтобы они их в ротик не тянули. Самые маленькие могут просто перебирать и пересыпать гречку, рис, горох, а для деток постарше можно придумать настоящие дидактические занятия, в ходе которых они познакомятся с понятиями «большой – маленький», «выше – ниже», названиями животных, правилами сортировки и пр.
«Собери цыплят»
Подготовьте контейнер или большую коробку, крупу, щипцы (ложку, прищепку).
Варианты игры:
- закопать маленькие предметы и попросить ребёнка их найти,
- выложить на крупу птенцов, мелкие элементы, которые можно сортировать по какому-нибудь признаку или кормить,
- если нет таких игрушек – возьмите фигурки животных, и пусть малыш найдет корову («Кто говорит «Му-у»), курицу («Кто говорит «Ко-ко-ко») и т. д.,
- также можно выводить пальчиком на крупе буквы, цифры и фигуры.
Рисование рисом
Если покрыть рис пищевыми красителями, получится необычное средство для рисования. Нанесите клей на бумагу и попросите ребенка посыпать крупу.
Такое занятие будет полезно для моторики пальчиков, цветового восприятия и воображения.
Игры с прищепками
О пользе этих предметов говорила ещё знакомая всем Мария Монтессори. Если проявить немного фантазии, легко придумать массу интересных развивающих игр с их использованием.
Несложно сделать заготовки из фетра или картона (фрукты, животные, деревья). Годовалые малыши смогут лишь снимать прищепки с основы, двухлетние справятся и с другими действиями.
Вместо прищепок воспользуйтесь скрепками. Такой вариант подойдёт детям старшего дошкольного возраста.
Тактильные мешочки
Приготовьте два одинаковых мешочка. В каждый из них положите по одному парному предмету (камушки, пуговицы, теннисные и массажные шарики, детали конструктора). Главное, чтобы они были изготовлены из разных материалов, отличались по форме и фактуре.
Из одного мешочка достаём фигуру, даём разглядеть ребёнку, просим назвать её свойства. Предлагаем малышу отыскать на ощупь такой же предмет в другом мешочке.
Понаблюдайте, что привлекает кроху, и превратите это в развивающую игру. Изготовленная самостоятельно, она будет уникальной и принесёт гораздо больше пользы, чем обычная покупная игрушка.