Нет проблемы воспитания детей в современной семье сложнее, чем неготовность родителей быть родителями. Семья, которая ЗАВОДИТ ребенка, как куклу, не знает..
Содержание
- 1 Проблемы воспитания – от его недостатка
- 2 Воспитывая, воспитываешь и себя
О вопросах домашнего воспитания подрастающего поколения написано огромное количество литературных и научных трудов, статей. Это столь же бесконечная, сколь и многогранная тема, требующая постоянной корректировки в зависимости от реалий дня сегодняшнего. Жизнь становится динамичнее, а общество – агрессивнее. Все меняется, и не всегда в лучшую сторону.
И в то же время есть в этой теме один большой и важный знаменатель – воспитание детей в семье. Во все времена оно направлено на то, чтобы отпрыски выросли счастливыми и смогли найти свое место в жизни, не потерявшись в ней и не заблудившись в комплексах, в заниженной или, напротив, завышенной самооценке.
Проблемы воспитания – от его недостатка
Современный темп жизни жестко диктует свои правила и ставит вопрос ребром: или заниматься карьерным ростом, или воспитывать детей. Родители вынуждены доверять отпрыска бабушкам, нанимать няню или оставлять чадо без присмотра, что значит пустить все на самотек.
Дефицит родительского внимания – серьезная и основная проблема современного воспитания.
Из нее, как из обрубленной головы гидры, вытекают тяжелые последствия:
- родители, стараясь компенсировать дефицит внимания, откупаются от детей подарками и хаотичными походами в кино, зоопарки, клубы,
- они теряют навык общения с ребенком – попросту не знают, что с ним делать и, «открещиваясь» от родного чада, засаживают его за гаджеты: телефоны, планшеты, компьютеры, приставки,
- делают из малыша божество, которому дозволено все без разбора (раз уж мы не можем выкраивать достаточно времени и внимания, значит, сделаем так, чтобы ты имел как можно больше всего),
- забывают, что малыш – человек, у которого изначально есть чувства, мнение, душа, и относятся к нему как к помехе личностного и карьерного роста (строго и даже пренебрежительно, наплевательски),
- ставят перед ребенком слишком жесткие требования, ожидая от него то, чего сами не смогли добиться, или же полного копирования своей манеры поведения, жизнеутверждающих взглядов (и это несмотря на склонности малыша, его индивидуальность и характер),
- лишают ребенка возможности что-то выполнять самостоятельно (лучше сделаем это сами, чем потратим лишнее время и усилия на переделывание за неумелыми детскими ручками),
- решают за ребенка, что ему делать, когда, где и с кем общаться, о чем говорить (мы вкладываем в тебя средства, поэтому лучше знаем, как их правильно тратить).
Но, пожалуй, нет проблемы в семье сложнее и страшнее, чем неготовность папы и мамы быть родителями. Некоторые ЗАВОДЯТ ребенка как куклу, домашнего питомца и не знают, что делать, когда малыш оказывается не безмолвным потешным существом, с которым можно поиграть и отложить за ненадобностью, а живым человеком – с чувствами, желаниями и потребностями.
Воспитывая, воспитываешь и себя
Жизнь семьи с ребенком – не сплошной праздник с кучей подарков и безудержного удовольствия, это работа:
- ежедневная,
- кропотливая,
- методичная,
- систематическая.
И начинается она с момента появления маленького человека на свет. Первые ощущения, дарованные ему: любовь, забота, ласка – своеобразные воспитательные элементы. И если малыш получает теплые чувства от обоих родителей, процесс становления гармоничной личности идет в правильном русле. Ребенок – часть отца и матери, но в большей мере он часть самого себя.
И чтобы воспитание принесло плоды, родители ОБЯЗАНЫ взять за правило то, что ребенок им ничего не должен.
А еще научиться понимать чувства и мироощущение маленького человека, желания, присущие ему от рождения. Ребенок – не копия родителей, хотя с возрастом черты сходства проявятся неизбежно, особенно когда отпрыск, взрослея, начнет подражать папе и маме. Но он – это он. И родительскую жизнь ему не повторить: вы не можете заставить сына или дочь чувствовать, видеть, понимать что-то, как вы, а вправе лишь объяснить, что чувствуете, видите и понимаете. Признавая за ребенком право на свое «я», поддерживайте его на жизненном пути – это основная задача семейной пары, которая доросла до того, чтобы быть родителями. Так что, чем раньше мать и отец начинают расти вместе со своим чадом, тем лучше.
Нет понятия «слишком рано начали воспитывать», есть только – «взялись за воспитание поздно».
Убаюкивая малыша, пойте ему песенки. Ежедневно делайте легкий массаж. Поглаживание по спинке, ножкам, ручкам – прекрасный метод подарить малышу уверенность: «меня любят», «обо мне заботятся». Это так необходимо ребенку.
Покачиваете перед крохой погремушкой – даете ему игрушку в ручки, а потом чуть оттягиваете в сторону – это не что иное, как воспитательный процесс. Малыш учится хватать и удерживать предмет, понимать, что ему нужно что-то сделать самому, чтобы дотянуться до погремушки и удержать ее.
Загружены работой, вынуждены оставить свою кровиночку вместе с бабушкой-дедушкой или нянечкой? Ничего страшного, но обязательно, придя домой, говорите с крохой, даже если он еще лежит в колыбельке. Ваш голос и внимание воспитывают в ребенке уверенность: «я нужен». А нужный человек крепко стоит на ногах.
Не прекращайте разговаривать с чадом и тогда, когда он подрос. Элементарный вопрос: «Как прошел день?» и внимательное обсуждение событий значат для малыша гораздо больше, чем очередной дорогостоящий подарок. Много времени разговоры не отнимут, а вот если их не проводить – у ребенка будет отнято право на внимание к своим проблемам. Он твердо убедится: «моя жизнь родителей не интересует вовсе». Тем самым вы и себя лишите права вмешиваться в судьбу сына или дочери.
Не знаете, как развлечь отпрыска, что ему интересно и не надоест? Не спешите дать в руки ребенку гаджет. Попробуйте поиграть в слова (например, на конкретную букву или в города, профессии). Во-первых, такое времяпровождение развивает словарный запас детей, во-вторых – позволяет получше узнать свое чадо.
Нет случайных слов. И если в лексиконе ребенка больше светлых оттенков (огурец-цветок-котенок-клубника-аквариум-мама), чем темных (ночь-царапина-акула-астероид-драка), тем спокойнее его душа.
Если преобладают слова-грустинки (слезы, плачь, смерть, кровь, обида, ябеда), есть повод задуматься над тем, что именно тревожит дитя. Кстати, лучший рецепт, помогающий развеять тревоги и страхи, – обнимашки. Просто прижмите к себе ваше любимое чадо, потеребите непослушный вихрь на голове, потритесь носиками – одним словом, подарите ребенку ощущение близости.
Ну а если со временем совсем беда, лучше включите аудиокнигу с увлекательными добрыми сказками и дайте малышу листок бумаги и карандаши. Но обязательно при этом попросите показать вам рисунок. Это очень хороший воспитательный прием, развивающий и моторику рук, и воображение, и умение понимать услышанное.
Культивируя в ребенке чувство вседозволенности (а именно так и случается, если он бог и царь в семье, кумир для мамы и папы), вы тем самым лишаете отпрыска возможности реально оценивать действительность. А еще воспитываете в нем нервозность, эгоистичное поведение и эмоциональную скудность. Дети очень чутко улавливают фальшь и недостаток родительского воспитания, но из-за своего маленького жизненного опыта вместо того чтобы противиться им, попадают под их влияние. Залюбленные дети – несчастные. Они абсолютно не приспособлены к жизни. Как выйти из такого положения?
Дайте маленькому человеку возможность не только получать, но и отдавать – поручите ему заботу о ком-то или о чем-то: животном, игрушке, цветке.
Помогите ребенку понять, что больно и холодно бывает не только ему, но и вот тому маленькому воробышку или котенку, что сидит голодный у подъезда. На примере подвижных игр научите чадо с достоинством принимать поражения. Вспомните, что есть увлекательные мультфильмы, сказки, которые знакомят детей с добром и злом, заставляют думать и делать выводы, развивают фантазию и интуицию – примените сказкотерапию.
Отмахиваясь от ребенка, как от назойливой мухи, и постоянно повторяя: «Наказание мое», родители воспитывают в нем низкую самооценку, отчуждение и даже враждебное отношение к себе. Рано или поздно малыш объявит войну тем, кто не доверял ему, не поддерживал в начинаниях, и будет вести отчаянную борьбу за самоутверждение. Таким папам и мамам нужно просто вспомнить, что они тоже были детьми, и прийти в себя. Малыши тянут руки не для того, чтобы получить по ним удар. Все, что нужно сделать взрослым – протянуть свои навстречу. Дети – отражение поступков родителей.
Проецируя на отпрыска свои желания, вспомните: почему вы не смогли добиться цели и не сделали карьеру модели или удачливого президента компании? А если таковыми стали, нравится ли вам это? Ребенок может не любить геометрию, но при этом прекрасно разбираться в искусстве. Он имеет полное право не восхищаться греблей на байдарке, зато любить психологию. Чувство вины за то, что не оправдал ожидания родителей, не позволит ему вырасти счастливым и утвердиться в жизни. Помогите сыну или дочери стать собой, а не вами. У Юрия Гагарина родители не были космонавтами, но они верили в него.
Отнимая у ребенка право сделать что-то самому (помыть за собой чашку, застелить постель, сложить игрушки) и выполняя все вместо него, вы напрочь лишаете отпрыска самостоятельности.
Родительское «он еще очень маленький, успеет наработаться», «я сделаю лучше и быстрее» выливается в полную неприспособленность ребенка к жизни. Кроме того, у него обесценивается понимание значимости результатов чьего-то труда. С ранних лет необходимо воспитывать в малыше навыки, посильные его возрасту, – наблюдательность, аккуратность, уважение к труду, возможность к самооценке и анализу своих действий, принятию решений, ответственности за них.
Когда родители делают выбор за ребенка, с кем ему дружить и чем заниматься, как одеваться и где гулять – вместо самодостаточности (что ожидается само собой) воспитывается полная аморфность и совершенная неспособность к принятию самостоятельных решений. Копилка не умеет думать. Ее разбивают, чтобы добраться до содержимого. С детьми происходит то же самое: индивидуальность маленького человека уничтожается, если все время держать его в шорах «только так, а не иначе». Дети либо обезличиваются, либо начинают бунтовать. Полная апатия и революции приводят к одинаково плачевному результату. Малыш может многому научить родителей, если те поиграют с ним, поговорят, прислушаются к его мнению. Хотите выгодно вложить свой капитал? Сделайте вклад в возможность больше узнать то, что по-настоящему нравится ребенку: решайте не за него, а вместе с ним.
Воспитание в семье, как и любовь, – процесс обоюдный. Он подразумевает доверие, взаимопонимание и уважение.