Умственное воспитание детей стоит как никогда прежде... К трехлетнему возрасту мозг ребенка достигает 80-процентов от общего объема мозга...
Содержание
- 1 Своевременная точка отсчета
- 2 Актуальность, важнейшие функции зарядки для ума
- 3 Методы воспитания – от элементарного к сложному
Детки, как и их родители, бывают совершенно разными. Кто-то уже в четыре года бегло читает и живо интересуется окружающим миром, кто-то удивляет своей рассудительностью. Некоторым дошколятам с легкостью удаются логические задачки, а другие и в шесть лет никак не могут понять: зачем нужно мыть руки, если они потом испачкаются. Причем не факт, что уровень знаний детей родителей-гениев опережает развитие дошкольников обычных мам и пап.
Бывает и совсем наоборот. И тому есть много субъективных и объективных причин. Каждый по-своему решает, как поступать, с уверенностью, что именно он верно осознает задачи умственного воспитания своего ребенка. Правда, не мешало бы для начала разобраться, что под этим подразумевается, в каком возрасте закладывается его фундамент, и какие основные функции закреплены за процессом.
Своевременная точка отсчета
Итак, тренировка интеллекта – не абстрактная субстанция. Это комплекс приобретенных знаний, опыта, умений, развивающих восприятие, память, логику, речевые навыки – количественное и, конечно же, качественное изменение мыслительных процессов в соответствии с возрастом.
Тематический материал:
- Развитие творческих способностей у дошколят
Фундамент ума закладывается непосредственно в том возрасте, который принято называть младшим дошкольным. А если быть еще более точными, первые кирпичики – с первого вдоха маленького человека. Основные блоки – годом-другим позже.
И как бы ни странно это прозвучало, но все те навыки, что ребенок получил в возрасте от двух до пяти лет, практически полностью формируют его дальнейшую жизнь. Ведь именно тогда закладывается:
- желание думать,
- умение размышлять,
- логически мыслить,
- воспринимать информацию,
- запоминать,
- воображать,
- стремление познавать.
Так что тот, кто считает, что маленький человечек еще ничего не понимает, заниматься с ним – терять время, а интенсивное развитие интеллектуального уровня принесет плоды непосредственно перед школой, мягко говоря, очень сильно ошибается.
В лучшем случае родитель успеет заскочить лишь в последний вагон качественного воспитания ребенка, нанеся ему непоправимый вред.
Все это – азы понимания умственного развития. Или по-другому теоретические основы умственного воспитания. Каково же их практическое применение?
Актуальность, важнейшие функции зарядки для ума
Вспомните себя в 2-3-летнем возрасте. Теперь посмотрите на нынешних двухлеток. Есть ли разница? Да и разительная. Их с первых же дней жизни окружают чудеса технического прогресса. И они должны успеть влиться в него. Другими словами, злободневность обозначенной проблемы стоит как никогда остро.
И чем раньше родители обратят внимание на ее серьезность, тем лучше. Тем более что, мозг ребенка изначально предрасположен впитывать в себя новый опыт. Кстати, к трем годам он достигает 80-процентов от общего объема мозга среднестатистического взрослого. Будет этот объем заполнен или пуст – зависит только от внутренних и внешних факторов:
- родителей,
- социальной среды,
- ближайшего окружения малыша.
Какие же основные функции интеллектуального воспитания дошколят? — Ознакомить с навыками, дать знания. Прежде всего:
- необходимо помочь сформировать представление о мире, действительных свойствах предметов – сенсорное развитие (хватание, удерживание, складывание, сравнение – пирамидки, кубики, пазлы, понимание формы – треугольник и квадрат, круг и трапеция, различие цвета – красный, желтый, зеленый, элементарные графические навыки – штриховка, рисование папы-мамы, кошечек-собачек, машинок-самолетиков),
- аналитическое мышление, воображение, основанное уже на сенсорном восприятии (есть замечательная игра-мотиватор, предложенная Надеждой Крупской. Суть ее заключается в том, что во время прогулки, вы поднимаете с земли, скажем, листочек, и начинаете игру-размышлялку. Задаете малышу вопросы и продумываете вместе с ним ответы: Откуда этот листочек? Для чего нужен? Какой он формы? Какого цвета? С каким звуком упал на землю? На каком дереве рос? Здесь и анализ, и размышление, и воображение – целый пласт мозговой стимулирующей деятельности. А можно воспользоваться и современными технологиями – аудиокнигами, развивающими компьютерными программами),
- важно привить умение правильно формулировать свои мысли – речь (умиляться, что малыш по-детски говорит «шафрик», а не «шарфик», «ашколадка», а не «шоколадка» можно сколько угодно, но в корне неверно это поощрять. Дошколенка нужно поправить – не криком и дерганьем, а тактично. А еще читать и придумывать сказки, четко проговаривая слова, петь и постоянно общаться, отвечая на всевозможные вопросы.),
- необходимо развивать память (учим считалочки, стишки, делимся впечатлениями о только что просмотренном мультике, называя имена героев, или вспоминая во что они были одеты, что держали в руках, куда бегали, что делали…).
Также к основополагающим функциям описываемого процесса следует отнести закрепление полученного информационного материала. Другими словами – оттачивание приобретенных навыков. То есть необходима правильная организация развития умственной деятельности – систематические, а не периодические занятия.
Методы воспитания – от элементарного к сложному
Игры — первейшие вспомогательные средства для запуска мозговой активности будущих школьников:
- дидактические (от сбора-разбора матрешек и цветного лото, до решения простейших математических задачек. Пишем крючочки, считаем яблочки и птичек – разряд предметных игр. Кроха развивается, двигаясь от элементарных навыков к простым, а потом и к сложным. Мало того, он знакомится с правилами, учится понимать что это такое),
- творческие (например, дорисуй павлину или собачке хвост, построим гараж для машинки, оденем куклу, слепим из пластилина медвежонка или цветочек, выложим из мозаики интересную фигурку, украсим самостоятельно сделанный веер. Строить, собирать, выкладывать – разряд конструирования, который крайне необходим для осмысления малышом творческого видения перспективы. Все они и каждая по отдельности развивают не только воображение, но и способность мыслить творчески),
- подвижные или физические (ладушки, догонялки, ловля мяча, лазанье по лестнице вверх-вниз, катание на горке, раскачивание ногами качели. Кстати, последнее, очень непростое задание для маленького человека, развивающее не только его координацию, но и мышечный корсет),
- сюжетно-ролевые (ребенок – доктор, куклы или мама с папой, а, может, и кошка с хомячком – пациенты, например. Или будущий маленький путешественник строит машину времени из подушек на диване. Прекрасная принцесса наряжается в красивые наряды и окружает себя подданными – игрушками, в ожидании рыцаря. Заботливая мама устраивает любимой куколке день рождения, готовя угощения из пластилина. Ребенок моделирует ситуацию, распределяет функции и роли, креативно подходит к подбору атрибутов игры. Мыслит, фантазирует, развивается.),
- театрализованные или артистичные (пальчиковые куклы или простейшая варежка, превращенная в любопытную говорящую собачку, прекрасно превращаются в театральное представление. Выразительная декламация выученного стихотворения пришедшему с работы папе или бабушке, что зашла в гости. Песенка, исполняемая в расческу-микрофон. Танцы под любимую музыку или воплощение в образ кузнечика, который сидел в траве и дружил с мухами. Все это тренирует память, речь, слух, пластику),
- настольные (пазлы, цветное лото, из которого можно сложить домик или животное, если выкладывать его последовательно, достижение цели с помощью фишек и игровых кубиков, где выпадает и передвижение через несколько ходов, и пропуск хода, геометрические фигурки, которые необходимо вложить в соответствующий паз, разнообразные лабиринты, морской бой или крестики-нолики. Все это не что иное, как всесторонняя методика тренировки интеллекта дошколенка, вырабатывающая умение работать, причем увлеченно, с интересом(!) в паре. А еще — усидчивость. Очень важный опыт для подрастающего ребенка, которому не один год придется получать новые знания.).
Разноплановое интеллектуальное воспитание, достижение всестороннего развития – комплексное применение игры. Их можно:
- чередовать,
- совмещать,
- взаимодополнять.
Главное, чтобы крохе было не скучно, а по-настоящему интересно. Как только он чувствует, что-то насаждается силком – из-под палки, весь задор пропадает.
Учить и воспитывать нужно. Это просто необходимо, но ведь даже шнурки можно завязывать весело, а не с муштрой. Лучше уж делать узелки на бинтиках для кукольных ранок или бантики на косичках любимой пони. А еще – вязать морские, «туристические» узелки будущему великому путешественнику.
Каждую неделю методы тренировки умственных способностей дошколенка усложняются. Как и атрибуты, пособия, стимулы игровых занятий. Если годовасику достаточно было сказать, что кошечка говорит «мяу», а собачка «гав-гав», то двухлетке уже интересно знать, почему у кошки не руки и ноги, а лапы и хвост. В три года малышу интересно было собирать мягкие кубики, а годом позже на них уже можно расставлять посудку или машинки, победившие в марафоне, а может быть, солдатиков, которые защищают крепость от неведомых сил.
Тематический материал:
- Как развивать внимание у дошкольника
- Значение игры в развитии и воспитании дошкольника
Ориентир усложнения методов стимуляции мозговой активности:
- возраст ребенка,
- психологические особенности, данные от природы,
- явное стремление к усложнению игрового процесса (более богатая речь, пробуждение воображения).
Кроме того, важно не упустить момент, когда ребенок готов к саморазвитию. Совместные занятия – прекрасный метод зарядки для мозга, но когда их слишком много – прогресс замедляется. Малыш перестает быть способным к самостоятельным действиям. Предложите ему сначала вам что-то показать, вас чему-то научить, а потом доверьте играть, рисовать, складывать, конструировать самому. Самостоятельность – важный этап тренировки интеллектуальных способностей и возможностей. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вы рядом и всегда готовы помочь ему сделать шаг вперед – заполнить стремительно развивающийся мозг полезностями, а не пустопорожним содержимым.