Причины задержки речевого развития у детей и методы ее лечения

Часто родители сталкиваются с такой проблемой, как задержка речевого развития у детей... Лечение это комплексное воздействие на весь организм... 

Содержание

  • 1 Причины патологии
  • 2 Симптомы заболевания
  • 3 Диагностика патологии
  • 4 Особенности устранения патологии

Часто родители сталкиваются с такой проблемой, как плохая и невнятная речь ребенка либо ее полное отсутствие. Задержка речевого развития представляет собой сложную патологию, на лечение которой может уйти много времени и сил. Именно по этой причине важно диагностировать ее как можно раньше, что значительно улучшает шансы на полноценное развитие крохи. Преимущественно такая патология диагностируется до 3 лет и сопровождается значительными отклонениями от возрастной нормы.

Причины патологии

Причины задержки речевого развития у детей разделяют на:

  • биологические,
  • социальные.

В основе биологических причин лежат нарушения органического характера головного мозга, которые вызывают появление минимальной мозговой дисфункции. Чаще всего задержка речи может являться результатом воздействия на организм будущей матери неблагоприятных факторов:

  • внутриутробная гипоксия плода во время беременности,
  • асфиксия плода в процессе родовой деятельности,
  • травмы различного характера во время родов,
  • прогрессирование в организме матери инфекционных заболеваний во время беременности,
  • преждевременное рождение ребенка,
  • переношенная беременность более 41-42 недель.

Кроме этого, речевые проблемы в детском возрасте могут возникать после различных заболеваний, перенесенных до 3 лет. Чаще всего причинами, которые вызывают появление такой патологии, являются:

  • менингиты,
  • энцефалиты,
  • осложнения различного характера после вакцинации,
  • частые и длительные болезни в раннем возрасте.
  • заболевания ротовой полости и чаще всего патология «уздечки».

Правильная речь тесно связана с состоянием слухового анализатора и при появлении проблем со слухом у ребенка может быть диагностирована задержка речевого развития. Многие специалисты говорят о том, что такое заболевание может возникать под влиянием генетического фактора, то есть если у родителей в детстве были трудности с речью, то, скорее всего, они возникнут и у ребенка.

Социально-педагогические причины речевой патологии выражаются в создании неблагоприятной микросоциальной обстановки, в которой речь становится не востребованной. Чаще всего такое заболевание развивается в следующих случаях:

  • присутствие двуязычия в семье,
  • педагогическая запущенность,
  • повышенные требования к ребенку,
  • отсутствие общения между членами семьи,
  • невнятная речь родителей.

Вредное влияние на формирование речи в детском возрасте оказывает и чрезмерно информированная среда, поскольку в такой ситуации малыш сталкивается с большим потоком информации и не может правильно её усвоить.

Похожий материал:

  • Как научить ребенка говорить букву Р
  • Как научить ребенка говорить букву Л
  • Как научить ребенка быстро читать

Симптомы заболевания

Обычно речевые отклонения сопровождаются характерной симптоматикой, которую родители уже могут заметить в раннем возрасте. Можно выделить некоторые признаки задержки речевого развития у детей:

  • в возрасте до года кроха никак не реагирует на окружающие звуки и ничего не произносит самостоятельно,
  • к 12 месяцам малыш не пользуется никакими жестами, например, не машет ручкой и не указывает на названные предметы,
  • к 1,5 годам ребенок не может повторять звуки, услышанные от взрослых,
  • малыш никак не реагирует на просьбы окружающих и имеет проблемы с пониманием речи, обращенной к нему,
  • после 2 лет ребенок пользуется жестикуляцией и имитирует звуки, однако, неспособен ничего произносить по собственному желанию,
  • в возрасте 2-3 лет кроха способен издавать лишь определенное количество звуков, но не может продемонстрировать какие-либо речевые навыки, рассказать о чем-либо или попросить что-нибудь.
  • у малыша нарушен тон речи, то есть все звуки и слова произносятся в нос и скрипучим голосом.
  • у ребенка все время рот остается приоткрытым и присутствует повышенное слюноотделение,
  • в 3 года малыш общается со взрослыми только заученными предложениями из мультфильмов и книг, но не строит их самостоятельно.

Опасным сигналом является тот факт, что у взрослых возникают трудности с пониманием речи своего крохи. Обычно родители, которые постоянно находятся с ребенком, в норме к 2 годам должны понимать половину произносимых слов. К трем годам объем таких слов увеличивается до ¾, а к 4 годам детскую речь должны без проблем понимать все окружающие.

Часто родители надеются на то, что проблемы с речью исчезнут самостоятельно по мере взросления, однако, это совсем не так. В том случае, когда задержка речи в детском возрасте возникает под воздействием причин органического характера, то обойтись без помощи специалиста уже не получиться. При выявлении родителями любых отклонений необходимо обратиться к специалисту как можно быстрее.

Диагностика патологии

Для подтверждения диагноза «задержка речевого развития» специалистами проводится комплексное обследование пациента, которое включает в себя:

  • оценка состояния слуха и выявление различных нарушений,
  • проведение возрастного тестирования, которое позволяет определить уровень психомоторного развития и оценить состояние речи в раннем возрасте,
  • проведение беседы с родителями целью выяснения методов их общения с ребенком,
  • изучение особенностей течения беременности и родов, а также раннего развития малыша,
  • обследование артикуляционного аппарата,
  • оценка фонетического восприятия и активной речи.

Диагностика задержки речи включает в себя и выявление причин появления такой патологии, поэтому проводится обследование малыша различными специалистами.

Особенности устранения патологии

Лечение задержки речевого развития у детей – это комплексное воздействие на весь организм, поэтому ограничиться одними логопедическими занятиями вряд ли получится. Выбор коррекционной работы с детьми, которые страдают такой речевой патологией, определяется факторами, вызвавшими появление такой патологии. В том случае, если заболевание возникло по социально-педагогическим причинам, то основной акцент в таком случае делается на организацию благоприятной речевой среды и демонстрацию правильного звукопроизношения.

При своевременной диагностике патологии и тесном взаимодействии родителей и специалистов удается достичь положительного результата.

Особое место в коррекционной работе принадлежит лечебным процедурам, проведение которых позволяет восстановить функционирование центров головного мозга. Чаще всего назначается проведение магнитотерапии и электрорефлексотерапии, которые помогают восстановить дикцию и интеллектуальные способности, а также расширить словарный запас.

Логопедический массаж считается одной из наиболее эффективных методов лечения, во время повеления которого специалистом оказывается воздействие на определенные отделы артикуляционного аппарата. При задержке речевого развития часто прибегают к помощи медикаментозных препаратов, которые помогают восстановить речь. Такие средства являются своеобразным питанием для нейронов мозга и обычно назначают прием:

  • Кортексина
  • Нейромультивита,
  • Лецитина.

Прием такого лекарственного препарата, как Когитум помогает простимулировать деятельность зон, отвечающих за речь. Назначать такое лечение может только специалист, поэтому самостоятельный прием препаратов просто недопустим.

Многие специалисты прибегают к лечению патологий речи с помощью неонотропных препаратов, которые помогают улучшить память и умственную деятельность. Мнение Комаровского по поводу задержки речевого развития у детей и лечения его таким способом отличается от позиции врачей. Он считает, что до настоящего времени медицине не удалось доказать эффективность этих препаратов и обоснованность их приема при лечении задержки речи.

Устранение патологии предполагает тесное взаимодействие логопеда и родителей в развитии речи ребенка. Специалист поводит занятия и упражнения, отдельные элементы которых закрепляются с ребенком дома. Хороший результат коррекции речи дают:

  • артикуляционная гимнастика,
  • песенки,
  • упражнения на развитие мелкой моторики рук,
  • звукоподражание.

Задержка речевого развития в детском возрасте требует обязательного лечения, поскольку при его отсутствии возможно развитие тяжелых последствий. Конечно, легче предупредить патологию, чем потом тратить силы и средства на ее лечение. Именно по этой причине важно как можно больше времени общаться с малышом и уметь его слушать, а также создать благоприятную педагогическую среду для его развития.

Помогла статья? Оцените её!
0 из 5. Общее количество голосов - 0
 

Добавить комментарий


Варвара Субботина

Мама двух очаровательных мальчишек - Варвара из Самары ежедневно радует своих подписчиков идеями для творчества и развития малышей. Статьи на тему раннего развития детей их дальнейшего воспитания и последующего обучения.