Сенсорное развитие детей 2-3 лет. В этом возрасте ребенку нужно совершать предметные действия, это первый шаг к освоению материального мира.
Содержание
- 1 Диагностика
- 2 Постановка и решение задач
- 3 Мониторинг и оценка
- 4 Самообразование
Сенсор – измерительное устройство, передающее сигналы для регуляции (управления) той или иной системы. Какое отношение это имеет к детям, к их развитию? У человека есть свои датчики:
- зрительные – глаза,
- вкусовые и обонятельные – язык, нос,
- тактильные и осязательные – кожа, руки, ноги,
- звуковые – уши.
Каждый из них посылает импульс в обрабатывающую систему – мозг. Её качественное формирование, запуск, скорость анализа, четкий результат и выверенное действие – жизненно необходимые потребности человека. Без них невозможно полноценное восприятие окружающей действительности.
Основы мироощущения закладываются в 2-3-летнем возрасте. Именно в это время ребенок получает осознанное представление о внешних (наружных, симптоматических) свойствах, признаках и строении предметов. Учится различать форму, цвета, сравнивать величины, улавливать разницу между «много» и «мало» и проецировать это в окружающее пространство. Нарабатывает первые навыки целенаправленных способов действия, контроля над ними, планирования, организации, а в случае необходимости – исправления ошибок работы. Всестороннее развитие без этого невозможно.
Тематический материал:
- Виды развивающих кубиков для детей
- Алфавит из фетра в виде книжки
- Книга из фетра для малышей
Диагностика
Прежде чем принять какое-то решение мы, как правило, проводим тщательный анализ данных. Здесь все то же – необходима диагностика сенсорного развития, расстановка акцентов после ее проведения, определение приоритетных задач для решения проблем, выявление погрешностей (если они возникли), разработка реальных действий.
Простейшие упражнения для диагностики:
- Ребенок сидит в одном конце комнаты (желательно, чтобы в этот момент он был чем-то занят), вы – в другом. Шёпотом произносим любую фразу, слово. Если он реагирует на нее, поворачивает голову в сторону звука, понимает содержание сказанного – ориентировочно-поисковая и слуховая реакция в норме.
- Играя с двухлетним малышом, берем в руки любимую игрушку и переставляем ее в другое место – к похожей (скажем, резиновую уточку желтого цвета ставим около фетровой оранжевой или бумажной коричневой). По окончании действия передвигаем к крохе другой предмет, желательно отличающийся по размеру, и просим, чтобы он поставил рядом с ним отодвинутую игрушку. Ребенок прослеживает её движение, переключает взгляд с одной на другую, узнает и отличает игрушку от похожей – визуальное восприятие на уровне. Замешкался, путается – сигнал о том, что оно нарушено.
- Расставляем перед трехлетним крохой предметы разной величины, формы и цвета (кубики, кружочки, треугольники). Просим его отложить вправо или подать вам предметы одного цвета и формы, проговаривая их названия, а влево – одинаковые по геометрии и размеру, но разного цвета. Если ребенок правильно дифференцирует названные и увиденные формы, не затрудняясь находить в них схожесть и различие – развитие и формирование зрительного восприятия в норме. Путается, повторяет однотипные ошибки, делает несколько заходов для выполнения задания – зрительный сенсор требует коррекции.
- Перед двухлетним чадом ставим пирамидку и просим собрать/разобрать ее. Полноценно развивающееся дитя справляется с заданием, используя уточняющие подсказки родителей, но чуточку теряется, если перед ним больше двух предметов. Если в сенсорно-моторном развитии произошел сбой – кроха никак не может соотнести кольца по порядковой величине.
- Здоровый трехлетний малыш полностью самостоятельно разбирает и складывает пирамидку из многочисленных колец. Нарушением считается, если кроха может собрать и разобрать предложенную игрушку, но путает элементы по величине.
Постановка и решение задач
Имея перед глазами результаты теста, не впадаем в панику: «Мой малыш нездоров!», а, проконсультировавшись с профессионалом (проверка слуха, зрения), спокойно приступаем ко второму шагу. Составляем план, определяем задачи и плавно переходим к их реализации. Если ребенок развивается соответственно со своим возрастом, закрепляем результат и усложняем (в игровой форме, конечно же) задачи, переходим на новый качественный уровень мировосприятия. В любом случае занятия должны быть направлены на:
- развитие хватания и удерживания предмета,
- оттачивание графических умений,
- свободное распознавание цветов,
- ориентацию в величинах и их сравнении,
- знание формы,
- слуховое узнавание,
- умение определить сходство и различие,
- параллельное совершенствование речевых и зрительных навыков (укажи на предмет и расскажи – что это),
- узнавание (а не угадывание!) элементов игры на ощупь.
Ничего сложного в этом нет. Просто поиграйте с ребенком. Занятия можно проводить в форме игры с одним малышом или группой его сверстников. Например:
- ловить и принести мяч,
- складывать мозаику,
- сравнивать или искать картинки,
- вкладывать предметы определенной формы в соответствующие отверстия,
- рисовать мелками, красками,
- собирать и разбирать матрёшки,
- выбрать большую или меньшую игрушку,
- дорисовать лапку, хвостик, ушки.
Мониторинг и оценка
Понять, усваивает ваш малыш результат занятий или нет, поможет повторный анализ любого из вышеназванных занятий. Его нужно провести минимум через две недели. Если вы все делаете правильно, и ваш ребенок хорошо воспринимает информацию, то:
- он распознает как различные, так и похожие предметы,
- соотносит увиденное и услышанное, выделяя характерные признаки,
- отличает шумы, звуки, находит сходство между ними,
- определяет значение заданного слова, выделяет названый предмет.
Возможен и другой исход событий, игнорировать который – значит, нанести прямой вред ребенку:
- кроха отвечает на раздражитель (сказанное, увиденное) гримасой, нерешительной улыбкой, плачем,
- малыш ненадолго фокусирует взгляд на предмете, не прослеживает его движение – не поворачивает голову, не реагирует на его приближение или удаление,
- ищет глазами источник звука, не выделяя и не различая его, а предлагает свой вариант поиска, еще хуже – замирает или вздрагивает.
Все это свидетельство недостаточного сенсорного развития ребенка и прямой сигнал к серьезным коррекционным действиям.
Самообразование
Никогда не стоит опускать руки, заметив проблему. Все это поддается исправлению, особенно если не только родители, но и сами дети будут принимать активное участие в формировании своего «я». В школе это называется «домашнее задание», а по сути это самообразование. И оно заключается (но только на первый взгляд!) в мелочах:
- дайте ребенку мягкие и твердые разноцветные кубики с различными рисунками – пусть он, играя с ними, складывает домики для игрушек, пирамидки, крепости для солдатиков,
- предложите поиграть в песочнице с ведерком, совочком, разнообразными формочками для куличиков,
- выделите игрушку, которую можно разобрать или собрать,
- разрешите крохе раздеть и одеть куклу,
- откройте альбом, разложите большие и маленькие листочки (можно даже на полу, а не на столе), а рядом – краски, карандаши, мелки – пусть малыш рисует, черкает, калякает,
- отдайте ему «на растерзание» раскраску или журнал с картинками и безопасные ножницы: вырезание – отличный способ развития мелкой моторики.
Для познания мира и приобретения жизненного опыта ребенку обязательно нужно совершать постоянные (!) предметные действия.
Это первая ступень к освоению и гармоничному восприятию материального мира.