Детская вестибулярная гимнастика – совмещаем приятное с полезным

Заниматься с малышом полезной вестибулярной гимнастикой, стоит только тогда... Аппарат набирает силу, тело – ловкость, нервная система – равномерность...

Содержание

  • 1 Многофункциональность упражнений
  • 2 С чего начать
  • 3 Мяч, коленки, руки

Мир ребенка постоянно меняется. Для развития и приведения в равновесие своего макро- и микрокосмоса ему необходимо задать правильный вектор и заложить основу. Гимнастика для коррекции, развития и укрепления вестибулярного аппарата направлена на поддержание равновесия, без которого невозможно нормальное восприятие окружающего пространства и ориентации в нем.

Многофункциональность упражнений

Укрепляющая гимнастика для подрастающих и быстро взрослеющих малышей имеет много задач и функций. Среди основных:

  • соразмерное перераспределение мышечного тонуса при передаче нервных импульсов во время движения (поворот, наклон, переворот, смена положения головы и перемещения взгляда) для сохранения равновесия,
  • анализ выбранного и запоминание пройденного направления – ориентация,
  • устойчивость позы,
  • восприятие удаляющегося или приближающегося предмета,
  • соизмеримость фактического и кажущегося расстояния,
  • нормализация работы вегетативных функций (пульс, давление).

И это далеко не полный список жизненно важных для здоровья и нормального развития ребенка способностей.

С чего начать

Главное требование проведения упражнений – удовольствие крохи. Вестибулярная гимнастика, как и любая другая, проводится только тогда, когда дети к ней готовы. Это несложно: предупредите ребенка: например, «а сейчас мы с тобой полетаем», «покружимся», «поскачем с кочки на кочку». Объясните, как и что конкретно будете с ним делать («ляжем на мячик», «перевернемся на животик», «заберемся на коленки»). Добавьте элемент игры – для этого очень хорошо подходят разные рифмованные потешки. Как вариант:

Ту-ту, а ту-ту,

Я на яблоньке расту.

Ветер яблоньку качал,

И я с деревца упал.

Приземлился на пенек,

Вырос славный паренек.

Не переусердствуйте: как только приближаются первые признаки усталости малыша, тут же прекращайте занятия, не допуская его раздражения.
Похожий материал:

  • Упражнения для грудничков на фитболе
  • Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни
  • Как выбрать фитбол для грудничков

Время проведения гимнастики произвольное. Но для начала лучше все же минимизировать продолжительность упражнений, затем постепенно наращивать и темп, и сроки.

Мяч, коленки, руки

Как же заниматься с крохой правильной и полезной вестибулярной гимнастикой? Упражнений – масса. Самое простое – «плаванье» на большом мяче-тренажере – фитболе (можно использовать вместо него скрученный в валик лист упругого поролона). Застилаем мяч мягкой (не махровой, а хлопчатобумажной) пеленкой или простынкой. Выкладываем ребенка на животик так, чтобы его головка лежала на мячике, ручки обхватывали его, а ножки спокойно покоились на округлой поверхности. Придерживая кроху за спинку, легонько покачиваем его «на волнах» взад-вперед, можно то же покачивание сделать круговым.

Такое упражнение не только развивает вестибулярный аппарат, но и позволяет справиться с грудничковыми коликами. Животик малыша получает равномерный и активный массаж – газы отходят гораздо быстрее и легче.

Упражнение «качка» – то же «плаванье», только на спинке. Оно служит профилактикой искривления осанки и стимулирует устойчивость тела при кардинальной смене позы.

«Качельки» – укладываем ребенка к себе на колени на животик. Покачиваем их (плавная амплитуда движения из стороны в сторону). Можно напевать или проговаривать речитативом:

Как по реченьке-реке

Ехал барин на коне.

Холоп мужика спросил:

– Барин в гости приходил?

– Не гостил он, наезжал,

За оброком приезжал.

– Что ж ответил ему ты?

– А я спрятался в кусты.

Во время покачивания карапуз рефлекторно выгибает (выпрямляет) спинку, поднимает голову (стимуляция шейно-мышечного корсета), фокусируя на вас взгляд (стимул зрительного восприятия при удалении и приближении). На последних словах потешки поднимите кроху, удерживая в области подмышек, и прижмите к груди.

Еще одно несложное упражнение – «двухсторонняя пружинка». Малыш лежит на застеленном пеленкой мяче или упругом валике сначала животиком вниз, а кто-то из родителей одной рукой аккуратно обхватывает ножки в области лодыжки, другой легонечко надавливают на ложбинку между спинкой и ягодичками. Надавливание – пружинистые движения («толкаем» мяч, не отрывая рук от карапуза). Тоже проделываем, когда ребенок перевернут на спинку (на животик нужно надавливать с особой осторожностью – минуя пупок). Для первого раза будет достаточно трех-пяти «толчков», дальше – больше. Эта гимнастика хорошо тренирует позвоночник и мышцы малютки, учит его не теряться в пространстве.

«Кочки-пригорки». Под рифмованную присказку «Еду-еду к бабке, к деду» усаживаем малыша, придерживая под ручки, на коленку, и притопываем этой ногой. На последних словах «В яму! Бух!», наклоняем («роняя») его вперед. Отличное упражнение для развития равновесия.

«Космонавтик». Одной рукой берем ребенка за нижнюю часть лодыжки, другой – над кистью (не за ладошку!). Раскручиваемся вместе с малышом (для начала не больше двух кругов!). Делать это можно, только когда ваша собственная вестибулярная система не дает сбоя и вы не чувствуете головокружение при поворотах. Такое упражнение предоставляет ребенку возможность отработать навыки сопротивления разнотональному шуму, возникающему при движении.

На самом деле даже то, что вы уложите ребенка к себе на плечо, равномерно покачивая, уже тренирует его вестибулярный аппарат – так же, как и подбрасывание над головой, укачивание на руках, ходьба по равномерно удаленным камушкам-пенечкам, бревну или бордюру… С каждым уверенным движением тело малыша приобретает ловкость, а его нервная система равномерно распределяет импульсы.

Помогла статья? Оцените её!
0 из 5. Общее количество голосов - 0
 

Добавить комментарий


Варвара Субботина

Мама двух очаровательных мальчишек - Варвара из Самары ежедневно радует своих подписчиков идеями для творчества и развития малышей. Статьи на тему раннего развития детей их дальнейшего воспитания и последующего обучения.